Выставка, которая работает в зале музея, посвящена балету «Баядерка», которому в январе наступающего года исполнится 137 лет. Создателями балета являются: наш земляк Сергей Николаевич Худеков, котором
Сергей Николаевич Худеков – журналист, издатель, писатель, драматург, историк балета, либреттист. Сергей Николаевич прожил большую жизнь – немногим более 90 лет.
Он многое успел. Создал 2 парка-дендрария, свою усадьбу превратил в образцовое хозяйство, известное в европейском масштабе. В течение 46 лет издавал «Петербургскую газету», написал порядка полутора десятка пьес, которые шли на сценах Петербурга, Москвы, провинциальных городов России.
Самой большой страстью в его жизни был балет. Этому виду искусства он посвятил всю свою жизнь. Сергей Николаевич собрал огромную балетную коллекцию до 15000 экспонатов: рисунки, портреты, литографии, предметы прикладного искусства, Он автор романа «Балетный мирок». Ему принадлежит издание 4-х томного труда «История танцев». С.Н. Худеков написал либретто к 4-м балетам: «Баядерка», «Роксана, краса Черногории», «Зорайя, мавританка в Испании» и «Весталка». Один из них дожил до нашего времени – это балет «Баядерка», которому и посвящена настоящая выставка.
Двадцатипятилетний Мариус Петипа, приехавший в Россию в качестве танцора-мима, не предполагал, что останется здесь навсегда. Сначала танцовщик-премьер, затем штатный балетмейстер и педагог, последние 34 года – главный балетмейстер. За годы работы в России маэстро поставил более 60 балетов, возобновил около 40 спектаклей, принадлежавших другим хореографам, сочинил множество танцев и сцен для опер.
Вторую половину XIX века справедливо называют эпохой Петипа. Для балета «Баядерка» талантливый Петипа создал целую серию замечательных танцев: «Джампе» – танец с вуалью, прикрепленной к ноге танцовщицы. Индусский (большой и малый) – зажигательные, темпераментные, в экзотических костюмах, «Ману» – с кувшином на голове. И, наконец, свой непревзойденный шедевр – «Тени», где 32 балерины (это 32 умершие баядерки), исполняют свой танец.
Минкус приехал в Россию в начале 50-х годов XIX столетия. Сначала работал в Москве, позже был переведен в Петербург по контракту. Минкус сочинил музыку к 17 балетам. По мнению балетного критика В. Гаевского, «Баядерка» наряду с «Дон-Кихотом» лучшая из множества его партитур, наиболее мелодичная, наиболее танцевальная. Именно в «Баядерке» обнаружил себя лирический дар композитора, особенно в сцене «Теней», где скрипка Минкуса не только вторит полузабытым интонациям 30—40-х годов, интонациям мировой скорби, но и предугадывает тот меланхолический напев, который полвека спустя завоюет мир под названием блюза».
Инициатива создания балета принадлежала главному балетмейстеру Петербургского Императорского театра Мариусу Петипа. Он обратился к издателю «Петербургской газеты» С. Н. Худекову с предложением о сотрудничестве. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в петербургском Большом (каменном) театре.
В основе сюжета балета – сплетение любовных коллизий, столкновение неумолимых страстей, блестящее женское соперничество, верность, измена, непредсказуемое возмездие. Место действия – загадочная Индия – страна факиров, баядерок, лотосов, слонов. Баядерка Никия и воин Солор любят друг друга. Солор дает клятву над священным огнем, что будет вечно верен своей возлюбленной. Но глава княжества Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Девушка счастлива. Она сообщает баядерке о предстоящей свадьбе и умоляет Никию отказаться от Солора. Баядерка протестует, она готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. На свадьбе Солора и Гамзатти танцующей Никии от имени Солора преподносят корзину с цветами. Счастье и радость наполняют танец баядерки. Внезапно змея, спрятанная в корзину, смертельно жалит Никию. Это месть Гамзатти. Гордая и непреклонная Никия отвергает противоядие, предложенное ей Великим брамином. Погибая, она напоминает любимому о его клятве. Во время обряда бракосочетания Гамзатти и Солора свершается воля богов – дворец рушится и погребает под своими обломками участников праздника. Гибель героев – это наказание за клятвоотступничество Солора.
В витрине размешены копии уникальных документов, представляющих интерес:
Афиша премьеры балета (1877г.),записи танцев к премьере «Баядерки», составленные балетмейстером Мариусом Петипа (1876 г.), черновые записи Сергея Николаевича Худекова к последней четвертой части его книги «Истории танцев». (1918 год) .
Подлинным украшением спектакля стали декорации известных художников того времени: М. Бочарова, М. Шишкова, Г. Вагнера, А. Роллера. Макет декорации Ореста Аллегри «Комната во дворце раджи» представлена в зале.
Премьера, как и ожидалось прошла с большим успехом. По существовавшим в те времена традициям артистов балета, его создателей чествовали по окончании каждого действия.Мариус Петипа трижды возобновлял «Баядерку». В 1884 г. Никию танцевала Анна Иогансон. Третье и последнее возобновление балета состоялось в декабре 1900 года.
В роли Никии блистала Матильда Кшесинская.
У Кшесинской не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией мускулистыми почти атлетическими ногами. Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. И со временем она стала первой. Добилась славы Кшесинская, благодаря упорному труду над собой. Кшесинская обладала неисчерпаемой энергией, затмевающим всех блеском, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием.
Это была талантливая балерина, с огромным упорством работавшая над собой, Любившая повеселиться, развлечься в свободное от работы время, обожавшая приемы, балы, карточную игру. Но перед выступлениями Кшесинская преображалась. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе – усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.
После революции Кшесинская покинула Россию. Умерла во Франции, не дожив до 100 лет семь месяцев.
В «Баядерке» вместе с Кшесинской танцевали и другие известные мастера балета: Павел Гердт, Вера Трефилова, Мария Петипа – дочь хореографа Мариуса Петипа.
На выставке прндставлены замечательные эскизы костюмов ведущих художников Петербургского Императорского театра: Никии (худ.Порфирьев – 1876г.), Солора(худ. Е Пономарев– 1900г), и эскиз для индусского танца (худ. Панов – 1900г.)). В таком костюме танцевал Ф. Кшесинский – отец Матильды Кшесинской. Звон колокольчиков, прикрепленных к одежде, дополнял танец, вызывая бурные овации зрителей.
В витринах представлены костюмы, воссозданные по эскизам художника Е. Пономарева.
Весной 1902 года впервые в «Баядерке» выступила Анна Павлова.
Ее выступление в этом балете дало вторую жизнь образу Никии, внесло перелом в сценическую жизнь спектакля. Для А. Павловой балет стал спектаклем, в котором она утвердилась безоговорочно, являясь исполнительницей партии на протяжении одиннадцати лет.
Талантливая, неповторимая Павлова уже в 1908 году получила мировое признание. Выступив последний раз в России в 1913 году, Павлова навсегда покинула страну.
После Павловой Никию танцевала Тамара Карсавина.
Она была выдающейся классической танцовщицей, самой красивой и самой образованной из балерин Мариинского театра. В 1910 году «Петербургская газета» провела опрос среди известных русских художников: кто самая красивая женщина России? Почти единодушно была названа Тамара Карсавина. Никия была ее последней партией на сцене Мариинского театра. В 1918 году Карсавина покинула Россию.
После Карсавиной роль Никии перешла к другой русской балерине – Ольге Спесивцевой.
Ольга Александровна Спесивцева – русская балерина с самой трагичной судьбой.
Ее мать рано овдовела. И Олю отдали в специальный детский приют для детей неимущих актеров. Его организовала и финансировала известная актриса Александринского театра Мария Гавриловна Савина. На долю Спесивцевой выпало суровое, тяжелое время – революционные годы. В 1917 году она становится ведущей танцовщицей Мариинского театра.
После 1924 года Спесивцева уезжает из России. В возрасте 96 лет Спесивцева умерла в Америке, до конца дней сохранив стать и достоинство русской балерины.
С 1924 по 1929 годы на петербургской сцене Никию танцевала Марина Семенова.
Свою первую партию Семенова станцевала в 13 лет в балете Льва Иванова «Волшебная флейта».Когда Семенова выходила в зал, зрители вставали.
С течением времени «Баядерка» подвергалась многочисленным редакциям, порой не в лучшую сторону.
В 1941 году балет был возобновлен Владимиром Пономаревым и Вахтангом Чабукиани.
В 1941 гожу Никию танцевала и знаменитая Галина Уланова.
На выставке представлены костюмы Заслуженных артистов России: Александра Куркова (Солор), Анастасии Волочковой (Никия) и Игоря Морозова (Опахало). Они танцевали в «Баядерке» на сцене Мариинского театра в 1996 году.
В 2002 году Сергей Вихарев осуществил новую редакцию «Баядерки», максимально приблизив ее к оригиналу Петипа: вернул сцену разрушения храма, некоторые танцы Петипа, утраченные со временем. Лучшими Никиями в свое время были Галина Мезенцева, Виктория Терёшкина, Ульяна Лопаткина.
В октябре 1992 годана сцене Гранд-Операсостоялась премьера «Баядерки» в постановке Рудольфа Нуриева. Этот спектакль был последним в его жизни. В те минуты рядом с ним были Наталья Кургапкина, помогавшая своему бывшему партнеру в работе над «Баядеркой» и Юрий Григорович.
После спектакля за заслуги в области искусства Рудольфу Нуриеву была вручена высшая награда Франции – орден Почетного легиона. Награду вручал министр культуры Франции Жак Ланг. Артист был счастлив. Это был его любимый спектакль. 6 января 1993 года Нуреева не стало.
Время – великий бесстрастный судья, продолжает подтверждать, что балет «Баядерка» прочно вошел в ряд спектаклей классического наследия, признанных во всем мире. Его любят и хореографы, и артисты, и зрители.
Мы сегодня еще раз с гордостью вспоминаем о том, что одним из создателей этого замечательного балета, этой великолепной сказки, хоть и с грустным концом, является наш земляк, любитель и историк балета, достойный сын своего Отечества – Сергей Николаевич Худеков.
Фото Юрия Власенко