Бондарева Марина Викторовна более двенадцать лет занимается сбором, изучением, реставрацией и реконструкцией народного костюма (южновеликий понёвный комплекс) Скопинского района Рязанской губернии.
В сочетании с, более чем вековой, традицией одевания «готовых» кукол в праздничные сряды наших сел и деревень, где народный костюм бытовал, созданием кукол из лоскута, природных материалов (лыко, солома, ветки и корни), изготовлением бесшитьевых кукол-потешек из головных платков и подручных средств для минутной забавы, Марина Бондарева создала свой особенный мир авторских работ, удивительно тонкий, тщательно и профессионально проработанный, исторически выверенный.
АВТОБИОГРАФИЯ
Бондарева Марина Викторовна, 1962 г.р., русская, м.р. город Москва, проживает по адресу: 391800, ул. Октябрьская, д. 42/13, кв.12, г. Скопин Рязанской области.
Должность – инструктор по туризму «Отдела культуры и туризма» администрации муниципального образования – городской округ город Скопин, тел.8 (49156) 2-28-31.
1968 год, деревня Кушуново Скопинского района Рязанской области. Шестилетняя девочка, принятая в дом дяди, Бондарева Ивана Егоровича. Дед, бабушка, прабабушка – двенадцать человек в большой, даже по деревенским меркам, семье.
Бондарева Марина Викторовна, 1962 г.р., г. Москва. Это потом я узнала, а поняла гораздо позднее, что мамы у меня не стало по трагической случайности, когда мне было два года. Четырьмя годами позже и отец шагнул в другую, отсеченную от большого мира жизнь, из которого вернулся через шесть лет. Другим.
Первой моей книгой был не букварь, а «Звездочка». С портфелем я гордо ходила в трехклассную деревенскую школу, получала задание, выполняла его дома и возвращалась в школу ещё раз.
Только через год я пойду в эту школу по-настоящему, по возрасту. И на всю жизнь запомню запах яблок из старого школьного сада, чернильницу в углублении деревянной парты, огонь в большой белой печке, которую имел право растапливать самый лучший из нас. А ещё – большой книжный шкаф, гордо именуемый «библиотекой».
Через три года я пойду в другую школу. За три километра от дома, в селе Вердерево. Помню бабушкин большой клетчатый платок, прятавший меня в самые лютые морозы. Помню её взгляд и взмах руки, провожающие меня до колодца. Столбы, помогающие найти дорогу сквозь метель мимо деревенского кладбища.
Училась легко. Слишком легко. Спасибо моим мудрым учителям, нагружавшим меня сверх меры. Поэтому перевод в школу г. Одинцово Московской области дался безболезненно.
Через год с небольшим я вернулась назад. Самым сильным воспоминанием был стыд от узнавания, что соседи по лестничной клетке кормили меня по очереди, приглашая поиграть со своими детьми.
Московский автовокзал. Простой деревенский мешок и слова бабушки Агафьи: «Эта Москва тебе больше не нужна…»
8-летнюю школу я закончила на отлично, в том же селе Вердерево, только с одной четверкой – по труду. Но уже тогда я умела её оценить, потому, что у Баженовой Юлии Петровны она равнялась шести с половиной.
Скопинский сельскохозяйственный техникум – с отличием. Курсы кружевоплетения – с отличием. И работа слесарем, секретарем, лаборантом электротехники, преподавателем кружевоплетения в художественной школе. Приобрела специальность швеи – мотористки. Закончила с отличием компьютерные курсы. Имею права водителя и не имею ни автомобиля, ни компьютера. Торговала в тяжёлые времена мороженым с уличного лотка, став на некоторое время предпринимателем, в течении семи замечательных лет работала менеджером по продажам керамики в созданной под меня «Горницей чудес» до момента её закрытия.
Вышла замуж. Родила дочку Маринку младшую. Дала ей высшее гуманитарное образование – за неё и за себя. Влюбилась раз и окончательно в мир нашего народного этнического костюма. Собираю, изучаю, реставрирую, создаю авторские копии.
Количество проведённых мастер-классов, передвижных выставок, выставок одного дня давно уже не подсчитываю, поскольку считаю всё это единственно приемлемым для себя смыслом жизни.
Особое внимание – сельским школам, клубам, иногда детским садам, с их не очень многочисленной, не самой богатой, но самой лучшей в мире аудиторией, где вместо диплома отдают тепло и искренность неизбалованных детских душ.
Тканьё поясов на дощечках, коклюшечное кружево, счётная вышивка и домотканая шерстяная матушка-понёвушка – всё это завораживает, раскрывает перед тобой пласты, казалось безвозвратно ушедшего времени и вдруг оживает, подчиняясь непостижимому смешению событий. Люди. Уникальные. Неповторимые. Книга, которую можно читать бесконечно.
Организовала при школе г. Скопина детскую творческую мастерскую «Радужные крошки», где учила детей создавать русскую тряпичную куклу, возвращая её «из небытия».
При управлении культуры муниципального образования Скопинский муниципальный район в 2009 году мной был создан этнический клуб «Скопинские понёвницы», ядром которого стали работники культуры, а постоянными участниками — старожилы сёл и деревень, учащиеся школ.
Вместе с клубом проведено много выставок, принято участие во множестве конкурсов, фестивалей, стали доброй традицией выездные мастер – классы.
Практические занятия для взрослых в этноклубе «Скопинские понёвницы» на протяжении двух лет позволили создать множество кружков прикладного детского творчества, руководителями которых стали лучшие ученики первого выпуска.
Поездки по деревням, удивительные по красоте наши народные костюмы, уникальные женские судьбы и не менее уникальные женские ремёсла.
Время непрерывно для тех, кто умеет его удержать.
Пишу и издаю (если удаётся) стихи, сказки, смешные и грустные рассказы, этнографические зарисовки и былинки.
Езжу по селам и деревням. Встречаюсь со старожилами, заглядываю в сундуки, расспрашиваю, пытаюсь запомнить, повторить и передать этот опыт другим на практических занятиях, семинарах и мастер – классах. Узнавание интересно и азартно. Труд при таких составляющих – незаметен.
Готова и учиться, и учить.
Собираю, независимо от достаточно высокой цены, всю возможную литературу по народному костюму и кукле, потому что на данном отрезке времени эта одна из основных возможностей приобрести новые знания.
Дорожу любой возможностью попасть на фестиваль прикладников — единственный для меня способ познакомится с практическими наработками более опытных мастеров.
Я благодарна судьбе за то, что живу в реликтовой этнографической зоне, где до сей поры носят домотканую понёву и закручивают из волос (иногда из тряпочек) рога на голове под ярко-алыми платками. Здесь имею я редчайшую возможность тесного общения с носителями народной культуры, с их естественными приёмами домашнего рукоделия.
На сегодняшний день работаю инструктором по туризму отдела культуры и туризмы администрации муниципального образования городской округ город Скопин. Совместно с его начальником М.Е. Ретюнской мы создаём на базе нашего краеведческого музея творческую мастерскую «Вещи прошлого тысячелетия», где главными героями будут этнографические куклы в костюмах Скопинского уезда, а лучшими экспонатами – наши удивительный понёвный комплекс во всём его многообразии, ведь «нашей сряды краше нет!»…
С признательностью, уважением и надеждой Марина Бондарева.
Фото Владимира Мазалова