Юрий Фатеев родился в 1950 г. в Твери. Занимается живописью с 1970 г. Учился у мастера живописи Бориса Мирецкого. Живет и работает в Москве.
Выставляется с 1981 года. Участник многих групповых выставок в России и за рубежом.
Представленные на выставке 12 композиций и портретов характеризуют Юрия Фатеева как самобытного незаурядного художника, способного в частном факте, отдельном событии, конкретной судьбе почувствовать и донести до зрителя то, что никогда не умирает и не исчезает бесследно, а передается из поколения в поколение, то, что обычно называют генетическим кодом. Силой своего таланта художник разрушает границы видимого и ощутимого пространства, настраивает зрителя на необыкновенное, фантастическое восприятие и словно открывает ему новые пространства и измерения в, казалось бы, давно знакомом сюжете.
Фото Юрия Власенко
Григорий Климовицкий
Художник, о котором пойдет речь, в своем облике удивительным образом сочетает черты романтика и серьезного мыслителя. Его биополе словно включает собеседника в сложный и загадочный мир художника-мыслителя. В Юрии Фатееве гармонично сочетаются взвешенность суждений, с одной стороны, и чувство удивительной внутренней свободы и раскрепощенности духа, с другой.
Продолжительное время Фатеев посещал занятия в студии московского художника Бориса Мирецкого. Здесь он воспринял близкое для себя понимание живописной пластики и художественной культуры. Коротко это можно сформулировать так: большая степень художественного обобщения, уход от многословности и искусство недосказанности. В целом же Юрий Фатеев как художник сформировался самостоятельно.
Одухотворенная выразительность его произведений свидетельствует о незаурядном даре и удивительной способности художника в частном факте, отдельном событии, конкретной судьбе почувствовать и донести до зрителя то, что никогда не умирает и не исчезает бесследно, и передается из поколения в поколение, то, что обычно называют генетическим кодом. Композиции Юрия Фатеева, где элементы пространства и плоскости удивительно сопряжены и нерасторжимы, открывают зрителю, в каждом реальном мотиве, пути в иные миры. Эта редкая способность отождествления фактов и явлений сегодняшнего времени с бесконечностью бытия по-своему воплощается в его произведениях. Силой своего таланта художник разрушает границы видимого и ощутимого пространства, настраивает зрителя на необыкновенное, фантастическое восприятие и словно открывает ему новые пространства и измерения в, казалось бы, давно знакомом сюжете. Плоскости полотен способны рассказать о пересечении прошлого, настоящего и будущего или о том состоянии, когда по словам поэта «и давно уж умершие птицы пролетают сквозь наши тела». Пространство картин Фатеева скроено из намеков и провокаций узнаваемого. Вещи художника производят странный медитативный эффект. Его манере свойственны ирония и даже гротеск. Напряженная психологическая атмосфера его картин говорит о близости мастера к экспрессионизму. Об этой близости говорит и пластический язык творческой манеры Фатеева: резкий пастозный мазок, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяжелыми массами, образы наполняются таинственностью и иррациональностью. Мир образов художника влечет нас из прошлого в настоящее и будущее. Особая поэтизация, метафоричность его творчества свидетельствуют о богатстве воображения, не ограниченного благоприобретенными знаниями и жизненным опытом, воображения, как бы вобравшего в себя опыт поколений, пришедшее к мастеру из глубины веков.
Фатееву близок творческий метод Пикассо, провозгласившего: «…я не ищу, я нахожу». Для каждого своего нового творческого замысла художник стремится найти адекватное ему (замыслу) пластическое выражение. Картины Юрия Фатеева – это комбинация реального и вымышленного. Именно в этой сложной комбинации проявляется новое явление – живопись других реальностей, в которой синтезируется дар воображения художника и тысячелетний духовный опыт человечества, на протяжении всей своей истории постигающего таинство Истины в бесконечно малом – земном и бесконечно великом – космическом, вселенском пространстве Жизни.