… Надо, чтоб Россия осталась хоть в памяти.
Д.С. Лихачев
Дворянская усадьба – это огромный пласт дворянской культуры, истоки, зарождения самобытности, эстетических, семейных традиций. Это образцы благородства, чести и достоинства русского дворянства.
История усадьбы села Большая Алешня началась, как и большинство дворянских гнёзд в 18 веке и связана со старинными и славными дворянскими родами России и именами известных деятелей Вельминовы, Торсуковы, Кикины, Волконские, Всеволжские, Ермоловы и другие.
Пётр Андреевич Кикин (1775-1834 г.г.) генерал – майор, Георгиевский кавалер, статс-секретарь, сенатор, его имя вписано в летопись Отечественной войны 1812 года. Он был дежурным генералом при ставке М.И. Кутузова. Вместе с Ермоловым, Кутайсовым участвовал в одном из самых драматических сражений Бородинской битвы – контратаке по освобождении батареи Раевского.
П.А. Кикина был одним из учредителей, первым представителем и казначеем «Общества поощрения художников», основанного в Петербурге в 1820 г. Имя Петра Андреевича встречается в биографиях многих русских художников как человека, оказывавшего им бескорыстную поддержку и содействовавшего становлению их талантов.
П.А. Кикин также остался в истории России как инициатор сооружения храма Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном.
В 1826 г. Петр Андреевич оставляет службу и поселяется в селе Б. Алешня вместе с женой. Это имение его жена Торсукова Мария Ардалионовна получила в наследство от своей матери Екатерины Васильевны Торсуковой.
Поселившись в Большой Алешне, П.А. Кикин занялся благоустройством поместья. Благодаря его усилиям, Б. Алешня превратилась в один из самых ярких образцов дворянской усадебной культуры на территории Рязанской губернии. Он успел ввести ряд улучшений в хозяйство, перевёз в имение собранную им богатейшую библиотеку и коллекцию картин.
Но полностью осуществить планы помешала неожиданная смерть его жены (1829 г.) Любимицей в семье Кикиных была дочь Мария, которая унаследовала имение после смерти матери. Она вышла замуж за гофмейстера Высочайшего двора, предводителя дворян Петербургской области Дмитрия Петровича Волконского.
Унаследовав имение Мария начала обустраивать усадьбу. Был построен сохранившийся до наших дней комплекс «красного двора», окружённый стенами с воротами и башней, напоминающие средневековые крепостные, два флигеля, дом управляющего, благоустроен парк.
Затем имение перешло их дочери Екатерине Дмитриевне, по мужу Всеволжской.
Всеволжский Иван Александрович (1835 -1909), обер-гофмейстер, русский театральный деятель, сценарист, художник. В 1881 г. его утверждают директором Императорских театров. В 1900 г. Всеволжские вывезли хранившиеся в усадьбе коллекции и архив в Санкт – Петербург.
Имение продали министру земледелия члену Государственного совета – Алексею Сергеевичу Ермолову.
При новом владельце усадьба обустроилась заново, стала образцовым центром с огромным садом, опытным полем, редкими деревьями из Императорского Ботанического сада, метеорологической станцией, конным и винокуренным заводами.
Алексей Сергеевич занимался земледельческой деятельностью, избирался гласным Ряжского уезда и Рязанской губернии, являлся Почётным гражданином г. Ряжска.
Ермоловы владели усадьбой до 1917 года.
Сотрудники музея продолжают краеведческое исследование по истории усадьбы с. Б. Алешня и о судьбах её владельцев.
Г.В. Косарева