« Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно, самоотверженно встанут все верноподданные», — из Манифеста императора Николая II о вступлении России в войну |
«НУЖНА ПОМОЩЬ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА»
4 сентября 1914 года в учительской Ряжской мужской гимназии проходило собрание преподавателей. Директор Петр Иванович Постников зачитывал собравшимся Воззвание Ряжского городского общественного управления, только что принесенное из городской Управы письмоводителем гимназии Даниилом Александровичем Гореловым.
Он с выражением читал: «Великие, страдные дни переживает Россия. Как один человек, родная страна, без различия состояний, народностей и партий, — воспрянула в защиту своей державной чести и своего государственного достояния. Твердо верим, что такой подъем народных сил и полное их единение дадут успех в справедливом нашем деле».
Вслушиваясь в слова воззвания, каждый понимал, что одного сочувствия мало. Нужно было выстоять и победить. Стране нужна была помощь каждого гражданина.
Петр Иванович продолжал читать: «Пусть каждый из вас пожертвует хоть что-либо. Жертвуйте не только деньгами, но и вещами, припасами и топливом. Не стесняйтесь количеством. Если кто-то из вас может приютить раненых — заявляйте об этом городской Управе».
Окончание воззвания Петр Иванович прочитал с особыми чувствами:
«Дух Божий проносится над нивою жизни и будит совесть каждого. Да успокоится же совесть ваша сознанием исполненного долга. Помогите братьям, сражающимся за Россию».
С первых дней войны преподаватели гимназии приняли добровольное решение об отчислении на нужды войны ежемесячных пожертвований в размере 2% из получаемого ими денежного содержания. Перед Петром Ивановичем лежала квитанция № 12 от 21 августа 1914 года из Ряжской городской Управы о принятии 29 рублей 62 копеек. Постников задумался: именно из таких маленьких ручейков растет и ширится российская река патриотизма. Война с германцем была справедливой. Русские защищали Родину и обиженных «славянских братушек».
ГИМНАЗИСТ НЕ ОТЛИЧАЛСЯ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Размышления Петра Ивановича прервал наставник 5 класса Петр Юлианович Смоленский. Войдя в учительскую, он сообщил, что ученик его класса Борис Соллерс убежал из дома, о чем ему стало известно от прибывшей в гимназию матери убежавшего гимназиста. Госпожа Соллерс была очень взволнована, плакала, просила помочь ей поскорее найти сына.
Директор гимназии, зная о больном сердце матери, уберег ее от мыслей о том, что это — очередная выходка Бориса, к которым в гимназии давно привыкли, только, наверное, на этот раз Бориса придется исключить из гимназии.
Петр Иванович вспомнил, как сомневались в гимназии, принимая его в 3-й класс в 1912 году. Получив по запросу из Тамбовской губернской гимназии, где с 1-го по 3-й класс обучался Борис, кондуктивный список, сделали вывод, что ученик не отличался хорошим поведением. Список содержал сведения о 29 проступках и 31 часе ареста, как мере взыскания. Его поведение в Ряжской гимназии также не раз становилось предметом обсуждения на педагогическом совете. В феврале четырнадцатого года дело дошло до исключения.
Но Петр Иванович считал такое решение педагогическим поражением. Он убеждал своих коллег, жалел родителей и начинал воспитательный процесс сначала. Но в этот раз, как оказалось, поступок Бориса был особым и заслуживал уважения: он убежал на войну, защищать Родину.
Петр Иванович, как мог, успокаивал мать гимназиста, а та сквозь слезы рассказывала, что сын вскоре после объявления войны не раз выражал желание уйти добровольцем в действующую армию, а, читая газеты, восторгался подвигами русских героев. Но все-таки исчезновение Бориса стало для нее неожиданностью.
3 сентября он пришёл из гимназии в 1 час 15 минут дня и, сказав, что пойдет к своему товарищу, больше не возвращался. В 7 часов вечера ей передал письмо от сына гимназист Сергей Попов.
«Я УЕХАЛ ДОБРОВОЛЬЦЕМ»
«Дорогая мама, — писал Борис. — Я уехал добровольцем на войну. Ты меня не ищи, пожалуйста. Война кончится, и я снова приеду, тогда меня переведут в 6 класс без экзамена. Если же ты разошлешь телеграммы, чтобы меня остановили и привели назад этапным порядком, то и на вас всех, и на меня падет позор, и, во-вторых, меня исключат из гимназии. Я уехал, не сказавши, потому что если бы сказал, то меня не пустили бы. Деньги у меня на все есть в достатке. Целую всех крепко, любящий вас Борис Соллерс».
Петр Иванович незамедлительно позвонил в полицию, а затем направил срочные информационные письма Ряжскому уездному исправнику, начальнику Московского учебного округа и в министерство народного просвещения.
А в это время ученик 5-го класса Ряжской мужской гимназии Борис Соллерс был в пути к театру военных действий. Он сумеет добраться с воинским поездом до города Ровно, станет обращаться к офицерам с просьбой пропустить его на фронт. Но по причине отсутствия документов (с собой у него будет только ученический билет) ему посоветуют добровольно возвратиться к родителям, чтобы не пришлось отправлять его по этапу. Все его уговоры не приведут к успеху: военные останутся непреклонны.
Билет на обратный поезд в Ряжск Борис купил на деньги, которые ему собрали гимназисты перед поездкой на фронт. Возвратившись в Ряжск, он не вернулся в гимназию, а поступил в ученики к слесарю, «чтобы иметь свой кусок хлеба и быть независимым».
В октябре 1914 года коллежский асессор, помощник акцизного надзирателя Николай Александрович Соллерс обратился к П.И. Постникову с просьбой оценить поведение Бориса положительной оценкой. Без такой оценки в свидетельстве об окончании 5 классов гимназии Борис не мог поступить в техническое училище, об устройстве в которое хлопотали родители.
7 октября 1914 года педсовет гимназии оценил поведение гимназиста баллом «четыре», и это стало главной жизненной оценкой Бориса Соллерса, ученика, убежавшего на войну.
Сергей Филимонов
Ряжские вести от 21 августа 2014 г.