В Ряжском краеведческом музее в зале «Ряжский край в ХХ веке» выставлен бронзовый бюст ребенка с говорящим именем Октябрина.
Водя посетителей по залу и рассказывая о перипетиях ХХ века, мы всегда останавливаемся у этого экспоната. На бюсте отлито имя мастера – М. Харламов, название скульптуры — «Октябрина»: все ясно, никаких загадок.
Решив выяснить имя и отчество автора, зашла в интернет. В моем представлении — М. Харламов местный скульптор, не выше уровня областного значения, создававший свои работы в соответствии с запросами эпохи. Каково же было удивление, когда оказалось, что Матвей Яковлевич Харламов (1870—1930) известный скульптор-монументалист, активно работавший при застройке Петербурга в начале века, а после революции 1917 года, в основном посвятил себя созданию монументов Ленину для разных городов страны. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны дом, где находилась мастерская скульптора был разрушен, почти все его произведения погибли и дошли до нас только в фотографиях. Но до сих пор мы можем любоваться горельефом «Народы России», созданного для центрального зала этнографического отдела Русского музея, выполненного в 1913 году по заказу Николая II и дающего нам представление о масштабности дарования мастера.
В интернете данные об авторе практически отсутствуют. Помогла книга «Поиски длиною в год» авторов Я. Длуголенского и Г. Петрова, позволившая подробнее узнать о биографии автора.
М.Я. Харламов, сын портного, был принят в Одесскую рисовальную школу, где, в связи с успехами юного скульптора, обучался бесплатно. Такое решение было принято попечительским советом. Его ученические работы того периода получили две серебряные и две бронзовые медали.
Затем Санкт-Петербургская Академия Художеств, которую М.Я. Харламов окончил в 1899 г. с золотой медалью. Помимо горельефа «Народы России», в дореволюционный период мастер создал памятник воинам-каспийцам, павшим в войну с Японией (1904-1905 гг.), установленный в Петергофе, аллегорические скульптуры для здания Морской академии, скульптурную группу на фасаде здания страхового общества «Россия».
Востребованность мастера не подлежит сомнению. Но грянула революция 1917 года. Новые ценности, новые приоритеты, новые герои. Как принял революцию М.Я. Харламов не известно, но известно, что первый прижизненный бюст Ленина был создан им и установлен на лестничной площадке у первого музея-квартиры Ильича на улице Широкой (Петроградская сторона), где тот проживал в апреле-мае 1917 года.
После смерти Ленина, страну захлестнула волна его скульптурных и портретных изображений, зачастую низкохудожественных, лишь отдаленно напоминавших облик вождя. В связи, с чем 27 июня 1924 г. вышло постановление ЦИК, в котором запрещалось изображать В. И. Ленина без специального разрешения.
Теперь, чтобы иметь памятник Ленину, необходимо было заказывать скульптуру в центре. Лишь девять столичных скульпторов удостоились чести создавать образ Ленина, среди них был М. Я. Харламов. Именно ему рабочие Невского завода доверили создание памятника вождю, который был открыт 8 августа 1926 года в Ленинграде на проспекте Обуховской обороны перед заводоуправлением. Это был первый памятник Ленину в Ленинграде, причем построенный на деньги рабочих.
Точно такой же памятник работы М. Я. Харламова, чуть ранее, 7 ноября 1925 года был торжественно открыт в Пскове. И именно он являлся первым памятником Ленину в нашей стране.
Позже скульптуры вождя работы М.Я Харламова были установлены в Туле, Симферополе, г. Кольчугино Владимирской обл., г. Боровичи Новгородской обл.
М.Я. Харламов автор памятников Г. В. Плеханову перед Технологическим институтом в Санкт-Петербурге (совместно со скульптором. И. Я. Гинцбургом), Я.М.Свердлову в Свердловске (1927) ныне Екатеринбург, М. В. Фрунзе в Шуе, М. С. Урицкому в Урицке. В 1920-е гг. создал более десяти вариантов бюстов В. И. Ленина, бюстов К. Маркса, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, его работы есть в Москве, в Третьяковской галерее, в Казани, Брянске, Кронштадте, Петрозаводске.
Почему же имя мастера, чьи работы были востребованы как в царской России, так и в молодой республике оказалось забытым. М.Я. Харламов умер в 1930 году в перелом для страны период. Память В.И. Ленина уже увековечена, у страны новые герои – рабочий класс и трудовое крестьянство. В своей мастерской автор создает новые образы. Но смерть помешала воплотить их в бронзу, а война разрушила все созданное.
Но что же «Октябрина»? Как не пыталась что-то найти – результат почти нулевой.
Удалось выяснить, что в основном памятники после революции отливались на заводе «Красный Выборжец», куда М.Я. Харламова был приглашен в качестве консультанта и главного скульптора. А поскольку отливка памятников было для завода делом новым, Матвею Яковлевичу приходилось на заводе дневать и ночевать.
Крупные бюсты на «Красном выборжце», как правило, отмечались клеймом «Отлито на заводе «Красный выборжец», указывались год отлива и серийный номер. Разглядываем внимательно «Октябрину». Да, на обратной стороне скульптуры клеймо, 1925 год и цифра 5. То есть отлив был сделан в 1925 году и наш бюст был отлит пятым по счету. Но сколько было копий и к каким событиям приурочен выпуск?
В книге «Поиски длиною в год» Я. Длуголенского, Г. Петрова нахожу следующий материал, представленный со слов старшей дочери Анны. Вспоминая о том, как она пришла на место разрушенного дома, где находилась мастерская М.Я. Харламова, Анна Матвеевна рассказывает:
— Неожиданно помогла «Октябрина». Это была скульптура бронзовой девочки с широко раскрытыми доверчивыми глазами. Отец лепил её незадолго до своей смерти. Фигурка почернела от огня. Но я сразу узнала бронзовую девочку. Это была не только память об отце. Это была память детства. Потому что «Октябрину» отец лепил с меня, когда я была маленькой… А больше на пепелище ничего не было. Всё погибло в огне. (Длуголенский Я., Петров Г. Поиски длиною в год. Документальная повесть. – Л.: Детская литература, 1969 – 42 с.)
Это рассказ вызывает сомнение по нескольким пунктам:
Если Харламов лепил эту фигуру незадолго до смерти, не позже 1925 года, когда скульптура была отлита в бронзе, то Анна была далеко не в том возрасте, в котором изображена девочка. Она была старшей в семье, а младшая дочь Мария родилась в 1917 году. Логичнее предположить, что именно Мария стала прототипом «Октябрины», да и имя говорит само за себя – рождённая вместе с Октябрьской революцией. Не случайно в №2 газеты «Славянка» от 19.01.2007 г. в статье «Ее мир света и любви», посвященной Марии Матвеевне Харламовой помещена фотография бюста «Октябрина». Кстати, Мария Матвеевна продолжила дело отца. Она стала известным скульптором и входила в творческий коллектив по созданию мемориала Пискаревское кладбище.
Остается много вопросов: как «Октябрина» попала в Ряжск, в каком году, где находилась.
В музей скульптура попала в 1995 году. Ее принесли Чевырова Таня и Бахирева Юля. Они были членами кружка, который возглавляла библиотекарь Ряжской детской библиотеки Г.В. Михайликова. Проводя экскурсию в детском парке, в заброшенном сарае они случайно нашли бюст юной Октябрины и решили передать его в музей.
Продолжая искать ответы на вопросы, хочется подчеркнуть ту незримую нить, которая связывает наш Ряжск с городом на Неве. На Захуптском кладбище похоронены ленинградцы, не сумевшие оправится от страшных блокадных дней и умерших по дороге на восток. Одним из авторов, создававшим памятник всем погибшим ленинградцам на Пискаревском кладбище стала Мария Матвеевна Харламова, чей бюст работы Матвея Яковлевича Харламова хранится в Ряжском краеведческом музее.
Ирина Попенко, старший научный сотрудник
Материалы десятых краеведческих чтений памяти В.И. Гаретовского, Рязань 2015 г., стр 178
Газета «Ряжские вести» от 2 ноября 2017 г. (сокращенный вариант)