В Ряжске мимо краеведческого музея не пройдешь: он в двух шагах от центральной площади. Массивное двухэтажное угловое здание из темно-красного кирпича, бывший купеческий особняк, в пасмурную погоду, наверное, смотрится мрачновато.
Но меня он встретил тепло, по-домашнему. На балконе фасада проветривались экспонаты: воинский мундир, шинели, какие-то холстины…От яркого солнца их надежно защищала тень дерева. Что ж, вещи любят бережное к ним отношение. В тенистом дворике музея на веревках «отдыхали» алые советские знамена, старинные женские одежды, в том числе черная «каратайка» жительницы Ряжска позапрошлого века. Рядом — обувь «разных времен и народов», фуражки. Естественно, все это — под бдительной охраной. Двор-то не закроешь: дальнее крыло здания пока занимают другие организации.
Планировка купеческого дома привела меня в восторг — умели же люди сочетать красоту и удобство! Довести все «до ума», и будет «конфетка». Особняк передали музею не так давно, к 500-летию Ряжска, и с тех пор идет его непрерывное освоение. Этапы сражения за цивилизованный музейный уют легко проследить, пройдясь по зданию. Где-то ремонт еще не начался, где-то он приостановлен, где-то интерьер уже соответствует строгим музейным стандартам. Жаль, директора музея Галину Косареву застать не удалось. Моими сопровождающими стали Светлана Константиновна Сурина, заместитель главы Ряжского района по социальным вопросам, и Галина Николаевна Соколова, начальник районного отдела культуры. Оказалось, музейные дела и заботы они знают в подробностях.
Первое, что я увидела в фойе, — стенд с именами организаторов музея, известных земляков, краеведов. Вглядываюсь в интеллигентные лица на фотографиях. Василий Иванович Гаретовский (1828-1883) — церковно-общественный деятель, краевед. Недавно в Ряжске прошли первые краеведческие чтения Гаретовского. Анна Афанасьевна Царькова (1912-2002) — заслуженный работник культуры, создатель краеведческого музея, почетный гражданин города Ряжска, почетный краевед, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Николай Федорович Серовский (1886-1949) — краевед, мне подарили его увлекательнейшую книгу об истории Ряжска, недавно выпущенную московским издательством.
Краеведческая экспозиция «Ряжск с древнейших времен до конца XVIII столетия» меня приятно поразила. Каждому фрагменту найдено оригинальное решение, воссозданы уголок крестьянского дома, застава со шлагбаумом. Словом, создана атмосфера, погружающая нас в прошлое. Поделилась впечатлением, обрадовав хозяек. Оказывается, они вместе с директором музея ставили перед собой такую цель — чтобы все экспозиции соответствовали самым высоким критериям (конечно, насколько средства позволяют). Пригласили мастеров из Рязанского дома художника Александра Ивановича Сырова, Василия Андреевича Коновалова и Алексея Николаевича Кобзева. Эти же авторы будут работать и над другими залами… Когда будут деньги.
К юбилею Победы планировали (вместе с художниками) открыть на втором этаже экспозицию «Ряжский район в годы Великой Отечественной войны». Районные власти средства на ремонт выделили, а из областного бюджета деньги на экспозицию вовремя не поступили. Ряжцы ремонт зала приостановили… Выход нашли — сделали выставку на первом этаже, в актовом зале (он же — выставочный). Реликвии Великой Отечественной (небольшую часть коллекции) просто разместили в витринах.
Ряжцам есть что показать. Коллекция местного музея — в числе первых в области по количеству эксклюзивных экспонатов. Но «подавать» историю надо достойно, а средств на это не хватает. Делать экспозиции кое-как не желают, понимают: витрины — это прошлый век. В районе строят планы развития, а средства получают только на сохранение. Новое законодательство о разграничении финансовых полномочий не позволяет области поддерживать муниципальные учреждения культуры напрямую. А каждое помещение старого дома до размещения экспозиции надо ремонтировать. Такой грустный разговор вели мы в пустом зале…
Потом хозяева показали мне соседнюю комнату, где собираются местные литераторы. Скоро здесь будет музейная библиотека. На первом этаже — замечательная выставка костюмов. (В прошлом году приезжали этнографы, смотрели собрание рубашек, полотенец).
В планах -продолжение исторической экспозиции (жизнь Ряжска с начала XIX века). По всему чувствуется, жизнь в купеческом доме бьет ключом, с охотой приходят сюда разные люди, не только члены клуба краеведов. Музей стал центром культурной жизни Ряжска. Давно разработана и осуществляется программа «Музей расширяет границы». Проводятся Дни музея, где чествуют его дарителей. Работают с энтузиазмом, возраст посетителей — от мала до велика. В штате есть сотрудник, который занимается с дошкольниками.
В музее можно приобрести издания по краеведению, сборники рязанских поэтов. Оказывается, краеведческих исследований в Ряжске много — и изданных, и тех, что пока ждут своего часа. Чего стоит одна уникальная «Ряжская энциклопедия» (кстати, нужны средства на ее переиздание). Рассказывали мне хозяева об интересном исследовании «Ряжск православный». И, конечно, с гордостью показывали брошюры, буклеты, книги, в том числе изданные при поддержке друзей музея. Бескорыстных друзей действительно много, и все же… Хотелось бы музейщикам иметь собственную оргтехнику для издательской работы, чтобы быть более независимыми.
…Выйдя на улицу, я специально отошла подальше и оглянулась на здание. Старинный дом на углу широкого перекрестка, мундир на балконе, впечатления от увиденных в музее исторических вещей, созданных художниками шлагбаума и полосатой будки… Все сложилось в одну картину, напоминающую фильмы о кавалеристах, пришедших на постой в провинциальный городок.
Я живо вообразила, как под бодрую музыку по широким ряжским улицам едут гусары, а купеческие дочери в только что виденных мною костюмах кокетничают с ними. Одна красавица «случайно» роняет с балкона сумочку. На перекрестке, где будочник давно поднял шлагбаум, командир эскадрона притормаживает коня, подбирает сумочку саблей и командует: «Рр-авнение-нна-ппра-во!»…
Не знаю, была ли в царской армии такая команда, да и не в этом дело. Главное — есть образ прошлого, который возник благодаря стараниям ряжских музейщиков. Они понимают, что такое современное искусство исторической экспозиции. Искусство, рождающее образы, дающее эффект присутствия.
Елена Коренева
Газета «Рязанские ведомости»
http://rv.ryazan.ru/old/cgi-bin/main-n=2212&m=8.htm