«Мир птиц в творчестве Сергея Есенина» — так назвал свою очередную работу почетный краевед Ряжского района, профессор, доктор технических наук С.Б. Нестеров.
Сергей Борисович исследовал творчество нашего земляка и в графиках, таблицах, статистических выкладках наглядно представил ссылки на птиц в произведениях поэта. «Ряжские вести» публикуют отрывок из нового труда С.Б. НЕСТЕРОВА.
В 2010 году исполняется 115 лет со дня рождения нашего национального поэта Сергея Александровича Есенина. С.А. Есенин гордился своим крестьянским происхождением.
На Руси существовало уникальное явление, называемое двоеверием. Особенность двоеверия состоит в том, что в одном мировоззрении сосуществуют древние языческие представления и элементы христианской религии. У С. Есенина есть строки «молюсь дымящейся земле», «я молюсь на алые зори, причащаюсь у ручья», «поклоняюсь придорожью». Его поэзия опирается на мифологию славянских народов, в которой человек являлся составной частью окружающей природы наряду с птицами, зверями, цветами, деревьями.
В восточно-славянской мифологии ключевым является понятие о вырии. Вырий, вирий, ирий, урай — древнее название рая и райского мирового дерева, у вершины которого обитали птицы и души умерших.
Мировое дерево — в мифологической модели мира универсальный символ, объединяющий все сферы мироздания (космоса). Может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, ствол ассоциируется со срединным миром (земля).
«Но весь абрис хозяйственно-бытовой жизни свидетельствует нам о том, что он (орнамент. — Прим. С.Н.) был, остался и живет тем самым прекрасным полотенцем, изображающим через шелк и канву то символическое древо, которое означает семью.
Вглядитесь в цветочное узорочье наших крестьянских простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы и ветви. Древо на полотенце ~ значение нам уже известное, оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл» (Сергей Есенин, полное собрание сочинений).
В память о моей бабушке Кочкиной Пелагее Захаровне, родившейся в 1911 году в селе Нагайское, остались шесть вышитых полотенец и одно вышитое покрывало на подушку, которые использовались в качестве приданого в 1930 году, когда она выходила замуж…
Центральным элементом вышивки одного из полотенец является дерево-роженица, олицетворяющее плодородие. Это дерево в Рязанской губернии трансформировалось в вазон, из которого растут ветви. Внизу справа и слева от вазона расположены птицы, символизирующие родителей. Наверху — птицы, символизирующие души умерших членов рода. Эти души потом превращаются в новых членов рода. Внизу находится линия земли, состоящая из черных ромбов, символизирующих жилища. Внутри ромбов находится красный крест, означающий стороны света. Красные диагональные кресты над линией земли обозначают солнце. Квадраты с красными крестами над головами птиц являются символами плодородия.
Мировое древо в поэзии С.А. Есенина ассоциируется с крестьянской вселенной и вечностью. Корни, ствол, крона древа символизируют нераздельную связь прошлого, настоящего и будущего, земли и неба, то есть именно образ дерева наиболее полно и зримо воплощает в себе идею единства мира во времени и пространстве.
Известно, что С.А. Есенин во время обучения в университете Шанявского активно пользовался книгой А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения древних славян». Важным элементом славянской мифологии являются птицы. В своей поэзии С.А. Есенин неоднократно обращался к образу птиц. Известно, что сегодня на Земле живут около 100 миллиардов птиц и 6,8 миллиарда людей, то есть на одного человека приходится около 15 птиц.
В настоящей работе предпринята попытка собрать все ссылки на птиц в произведениях С.А. Есенина. Работа посвящена анализу частоты упоминания различных птиц в произведениях Есенина. Приводятся обращения, в которых используются названия птиц, график упоминаемости птиц по годам в период с 1910 по 1925 год, таблица упоминаемости птиц в различных источниках.