Каждую большую перемену она занимала свой пост на кафельном пятачке при входе в школу. В голубом кримпленовом платье, большая и строгая, словно опытный регулировщик, она вносила четкий порядок в хаотичное школьное движение.
Двенадцать лет Ираида Николаевна Дьячкова была на капитанском мостике городской средней школы № 1.
ЖИЗНЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ
Больше тридцати лет проработала Ираида Николаевна в школе. А начиналась ее педагогическая биография в Секиринской средней школе Скопинского района. После окончания учительского, а затем Рязанского педагогического института 15 августа 1956 года она была назначена учителем истории. В Секирине она проработала десять лет: преподавала мальчишкам и девчонкам историю и обществоведение, четыре года (с 14 октября 1960-го по 1 сентября 1964 года) возглавляла Секиринскую среднюю школу рабочей молодежи, пробовала себя и в качестве заместителя директора по начальным классам. Приказом № 65 от 2 августа 1966 года по Скопинскому РОНО И.Н. Дьячкова освобождена от занимаемой должности по семейным обстоятельствам. А уже 15 августа она придет в Ряжскую среднюю школу № 1 и останется верна ей до конца своих дней.
ИЗ УЧИТЕЛЬСКОЙ ДИНАСТИИ
Каждый год 3 февраля коллеги и друзья, родные и близкие поздравляли ее с днем рождения. Она родилась в 1932 году в селе Еголдаево Ряжского района. Родители ее были учителями. В семье Дьячковых кроме Ираиды воспитывались сестра Лидия и братья Виктор и Валентин. До войны Николай Иванович и Наталья Лукинична участвовали в ликвидации на селе безграмотности, учительствовали в Еголдаевской школе. Некоторое время Н.И. Дьячков заведовал Новоеголдаевской семилеткой. Возвратившись с войны израненным и больным, Николай Иванович не смог оставить любимое дело и согласился заведовать Гремяченской школой. Его брат Алексей Иванович был известным в Ряжске учителем. Еще до Октябрьской революции он закончил учительскую семинарию и посвятил свою жизнь педагогике. В 30-е годы Алексей Дьячков был заведующим Ряжской ФЗО № 2. Его жена Елизавета Николаевна родом из семьи священника Раненбургского уезда Николая Алексеевича Левитова. Закончив Рязанское епархиальное училище, вместе с сестрой Марией Николаевной Панасенко они всю жизнь учительствовали в Ряжске. Мария Николаевна занималась с детьми добросовестный труд была удостоена высшей советской награды — ордена Ленина. В 1966 году учитель начальных классов Е.Н. Дьячкова ушла на пенсию, и в этом же году Ираида Николаевна пришла в первую городскую.
ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
27 мая 1974 года И.Н. Дьячкова сменила на посту директора известного и уважаемого в Ряжске Павла Александровича Гольникова. Главное, чего удалось ей достичь, — создать высокопрофессиональный педагогический коллектив.Г.П. Гольникова, М.С. Кузьмичева, Л.И. Логинова, А.К. Костырко, Л.В. Иванищева, Т.М. Никанорова, С.Н. Мартышина, Р.И. Серебрякова, Р.И. Данилкина, П.Г. Митиченко, Т.Е. Ларина, Н.С. Смирнов, М.А. Аколупина, В.И. Васильковская, Р.Ф. Морозова, Т.Н. Ларина, В.С. Панова, Г.Г. Прокофьева, Е.Д. Чапурина, Т.И. Ронжина, А.И.Соколова, А.И. Лобанов, А.Г. Юрасов, В.П. Хохлов, Н.П. Еремин, А.П. Данилкин, Р.Я. Юрасова, Г.В. Мокринская, Н.М. Матюнина, А.П. Зимарев — они были разными, но определенно педагогами по призванию и воспитали для страны тысячи достойных людей. Ученики директора побаивались и уважали одновременно. Разносы, если случались, бывали серьезными и запоминающимися. Охотников побывать в директорском кабинете было мало. Но и обид тоже почти не было: если попадало, то за дело. В ноябре 2010 года на школьном столетнем юбилее, вспоминая И.Н. Дьячкову, Галина Павловна Юмашева (Гольникова) говорила мне, что Ираида Николаевна была самым демократичным директором, с которым ей приходилось работать. Мне вспомнились школьные вечера. Они всегда, по нашему мнению, заканчивались очень быстро, время летело незаметно. Делегация девчонок брала меня, школьного комсомольского секретаря, в оборот и направляла парламентером к Ираиде Николаевне. Я прибывал к директору, передавал прошение и получал разрешение продлить бал у новогодней елки до 21 часа 15 минут. Через некоторое время мой поход повторялся, и вечер мог продолжаться далее. И так — несколько раз. До тех пор, пока учителя, обеспечивающие порядок, не начинали пристально поглядывать в нашу сторону. К решениям комитета комсомола в школе относились серьезно. Каждую субботу Ираида Николаевна отдавала нам свой кабинет для проведения заседания и принятия решений по самым насущным вопросам школьной жизни. В начале семидесятых в первой школе обучались около тысячи детей. Полезной площади не хватало, поэтому были пристроены помещения для мастерских и спортивный зал. Мастерские начали строить еще при П.А. Гольникове, а закончили в 1978 году под руководством И.Н. Дьячковой. Хозяйственные проблемы доставляли ей очень много хлопот. Чего только стоили вопросы, возникавшие при обслуживании котельной: найти добросовестных кочегаров, завезти качественный уголь, не разморозить отопительную систему. Справиться со всем этим под силу было не каждому мужчине, а она благополучно все разрешала. Но, конечно, главными для нее были история и педагогика. Получить пятерку на ее уроке было непросто. Пересказ текста заученного параграфа по строгой оценке тянул только на тройку, нужно было поработать дополнительно. Иногда ответ на ее вопрос мы искали на протяжении всего урока: размышляли, спорили, выдвигали гипотезы, делали первые открытия. Уроки Ираиды Николаевны запомнились на всю жизнь. Педагогика была ее призванием. Она отдала ей всю себя без остатка. Ираиды Николаевны не стало 5 июня 1989 года. Покоится она на Туровском сельском кладбище. Вот таким получился рассказ о директоре школы. Сотни ряжцев — коллеги и ученики, родные и близкие могут его дополнить.
С. ФИЛИМОНОВ, почетный гражданин города Ряжска,
министр социальной защиты населения Рязанской области
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи В.Н. Мякову, В.А. Лузгину, Г.А. Дьячкову.
Своими воспоминаниями о талантливом педагоге и руководителе могли бы поделиться многие коллеги, ученики, знакомые И.Н. Дьячковой. Сегодня мы публикуем лишь малую их часть. Перед начинавшей работать директором районного дома пионеров В.Н. Мяковой через некоторое время встал вопрос, где найти помещение для проведения военно-спортивной игры «Зарница». — Обратилась за помощью к Ираиде Николаевне, — вспоминает Валентина Николаевна, — и неожиданно быстро получила ответ: «Приходите, мы будем рады вас встретить».В зимний воскресный день десятки школьников спешили в первую школу, где в актовом зале прошел смотр строя и песни, а в нескольких классах строгие члены жюри проверили знания санитарных звеньев, юных инспекторов движения, отрядов гражданской обороны и мастерство оформления «Боевых листков». А затем Ираида Николаевна отправилась вместе с нами в заснеженный Протопоповский сад, где игра продолжилась уже на местности. И так мы с ней сотрудничали все годы ее работы директором школы. Она была с нами от первой до последней минуты игры, шагала сквозь снежные заносы, в атаке преодолевала препятствия. Более отзывчивого, справедливого, честного человека я не встречала. Она была талантливым педагогом и воспитателем, могла ненавязчиво, вроде исподволь, переориентировать человека с плохих дел на добрые поступки. Ираида Николаевна беззаветно любила свой предмет, хотя прекрасно видела и чувствовала изнанку советской жизни, понимала двойственность политики. А еще ей присуще было чувство юмора, немного найдется людей, умеющих так как она заразительно смеяться. Она стала второй мамой для многих, ее на всех хватало, а ее мудрые советы помогают жить до сих пор. Елена Владимировна Лапшина (Попова), училась в средней школе № 1:- Ираида Николаевна могла так построить свой рассказ о давно минувшем времени, что казалось, будто она совсем недавно оттуда вернулась и видела все своими глазами. Множество фактов, приводимых ею, невозможно было встретить в учебнике. Она много знала и очень много читала. Изучая период Римской империи, мы всем классом клеили из белой бумаги необыкновенные дворцы с колоннами, добиваясь сходства с мраморными архитектурными шедеврами древних зодчих. Она была такая строгая, но беспредельно справедливая. Ольга Александровна Насонова (Смирнова) — воспитанница классного руководителя И.Н. Дьячковой: — У нашего классного был честный, открытый характер. Я в то время не была идеальным ребенком, иногда имела нарушения, но ни разу Ираида Николаевна не обратилась к «действенному» методу воспитания — приглашению в школу родителей. Она обходилась беседами со мной, спокойно приводя доводы «за» и «против», заставляя меня делать выводы. Свой индивидуальный подход у нее был к каждому ученику. Живя своей профессией, любовью к детям, она мало внимания обращала на отношение к ней взрослых. И мне иногда становилось за нее обидно: ну почему ее не ценят так, как высоко признаем ее мы, школьники. Ей была присуща природная интеллигентность, чувствовалось хорошее воспитание. Именно таких людей, как Ираида Николаевна, называют Учителями с большой буквы.
Подготовил к публикации В. НИКОЛАЕВ