16 ноября 2021 года ушел из жизни ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ МАЗАЛОВ, журналист, фотохудожник, Почетный гражданин г. Ряжска, Почетный краевед Ряжского района, член Союза журналистов России, редактор газеты «Рясское поле» Общества исследователей истории Ряжского края имени В.И.Гаретовского, руководитель литературного объединения «Вдохновение» (2002—2012 г.г.).
Он родился 20 августа 1945 года в селе Лебяжье Курганской области, в 1966 году окончил Свердловский радиотехнический техникум. В Ряжск приехал в 1974 году, устроился на работу в районную газету «Авангард» фотокорреспондентом, затем проявился и как талантливый автор. Профессия стала делом всей его жизни. Трудно представить районную газету и в целом жизнь нашего района и города без фотоснимков и статей Владимира Николаевича. Не оставил он любимое дело и на заслуженном отдыхе, продолжая сотрудничество с редакцией газеты «Ряжские вести», Обществом исследователей истории Ряжского края, Ряжским краеведческим музеем. Владимир Николаевич Мазалов являлся автором и соавтором многих статей «Ряжской энциклопедии».
Его всегда отличали неиссякаемая энергия, энтузиазм, трудолюбие, душевный свет и теплота, профессионализм и порядочность.
Коллектив Ряжского краеведческого музея глубоко скорбит в связи с кончиной замечательного легендарного человека и выражает соболезнования родным и близким Владимира Николаевича.
«Какое счастье — мир запечатлеть…»
Есть люди, которых никогда не хочется терять из поля своего зрения. Ты присваиваешь право радоваться встрече с таким человеком, даже просто встрече с его фамилией, не говоря уже о плодах его творческих усилий. Ты привыкаешь к наличию номера его телефона в памяти своего телефона и даже можешь воспользоваться им при необходимости сверить свое представление о предмете с его мнением.
Таким человеком последние двадцать лет был для меня Владимир Николаевич Мазалов. Да, его фамилия при поиске нужного абонента на букву М высвечивалась первой. Признаюсь, что не злоупотребляла возможностью телефонного общения, потому что однажды он досадливо посетовал на одного занудливого общего знакомого, что тот «очень ворует время».
Временем он дорожил, ему его явно не хватало на воплощение своих огромных планов. Я наблюдала, как деятельно он помогал организовывать любое мероприятие, чтобы оно прошло достойно, а его оценка «достойно» воспринималась мной как высшая. Общеизвестно, что, будучи фотокорреспондентом районной газеты, он оставил не только много фотопортретов моих земляков разного возраста, но и очерков о ряжцах (часть этих очерков- судеб можно перечитать в книге «Ряжские портреты», изданной им в соавторстве с Сергеем Филимоновым). Свидетелем того, как Владимир Николаевич готовил материал для словесного портрета, я была не менее трех- четырех раз: все сведения должны быть правдивыми, и эта непогрешимость против правды делала его очерки притягательными.
А у скольких читателей пробудили его краеведческие изыскания интерес к истории родного края! Фотовыставка Владимира Мазалова совместно с Анатолием Осипенковым впечатляет: журавинская кружевница Мария Кирюшкина, герой Великой Отечественной войны Михаил Никаноров, механизаторы в кирзачах, бушлатах, ушанках и мешки отборного картофеля на вспаханном поле. Все просто, обыденно, но проникновенно до слез.
В 2002 году Владимир Николаевич организовал и возглавил возрожденное литературное объединение «Вдохновение» при редакции, что стало значительным событием для культурной жизни района. Уроки опытного журналиста, терпеливого учителя и критика, добрые советы со мной до конца дней моих. Например, «если сюжет можно лучше выразить хорошей прозой, зачем выражать его плохими стихами», или «обилие в стихах слов с умень — шительно-ласкательными суффиксами придает стихам старческое сюсюканье», или «слова, о которые спотыкаешься при чтении, громоздкие и неуклюжие, отбросить и заменить другими, простыми и выразительными», или «настоящему поэтическому произведению не требуется ни предисловие, ни послесловие, оно должно быть образно, и объяснения излишни, как предварительные, так и последующие».
Он предлагал членам объединения обоюдный разбор сочинений с анализом, с возможностью собственных вариантов, он поощрял самоконтроль и хоть малый, но «рост». Его участие в сборнике «Приглашение к разговору» лестно для меня. Он знал меру суровости жизни, но верил, что мир полон поэзии, надо только пристально вглядеться. Сам он умел вглядываться и в сущность человека, и в суть бытия, в дивную прелесть природы, в необъятность просторов, ждущих человеческого труда.
Владимир Николаевич поддерживал мое увлечение фотографией. Помнится, мой первый аппарат «Практика» заряжался пленкой Кодак. Занятие начетистое, да еще из тридцати кадров большую часть лучше выбросить. Он высказался так: «Если из 30 кадров два заслуживают внимания, это — везение, а если 3-4 получились так, как виделось перед съемкой, это — большая удача». Вот такое утешение! Через некоторое время, обзаведясь цифровым фотоаппаратом, я стала легче расставаться с неудавшимися кадрами, к тому же росло количество удачных. Я утешалась тем, что, когда станут недоступными для меня запечатленные места и виды, я буду любоваться сохранившимися «остановленными мгновениями». Способность Владимира Николаевича Мазалова искренне сорадоваться моей удаче окрыляла.
Он был совсем нешумным человеком, а ведь без него не обходилось ни одно мероприятие. Его появление можно было понять только по магниевой вспышке камеры: внимательный, сосредоточенный, находил он нужный ракурс и приемлемое освещение и делал свое дело. Уходил из собрания также неприметно, потому что надо было все систематизировать и, наверное, проверить, как получилось.
Конечно, и району, и редакции, и каждому моему земляку повезло, что Владимир Николаевич Мазалов оказался в нашем городе. Все, чем он занимался, обогащало общество, просвещало и сближало людей.
У поэта Владимира Фирсова есть замечательные строки, обращенные к таким как наш незабвенный Мазалов:
Какое счастье
дом родной иметь,
Иметь колодец
с глубиной земною.
Какое счастье —
мир запечатлеть,
Пожалованный отчей стороною.
Запечатлеть зеленый дым ветлы,
И пар
над свежеиспеченным
хлебом,
И глубину распахнутого хлева
С молочным духом сена и весны.
Запечатлеть тепло
в пустых сенях,
Ребят, которым лужи не помеха,
И мужика, что думает,
как ехать –
Толь на телеге, то ли на санях….
Владимир Николаевич оставил столько запечатленного, к чему будем обращаться не только мы, его современники, но и последующие поколения будут искать ответы в его заметах «законсервированного» времени, будут обращаться к наследию мудрого летописца Ряжского района.
Галина Соломатина
«Ряжские вести» от 2 декабря 2021 г.