В Ряжском краеведческом музее начала работу выставка к 205-летию известного художника-иллюстратора Петра Михайловича Боклевского, предоставленная Скопинским краеведческим музеем.
Выставка — ещё одна возможность в год 205-летия П.М. Боклевского напомнить о вкладе нашего земляка в развитие отечественной иллюстрации, чтобы в XXI веке не повторилось сказанное К.С. Кузьминским — автором первой монографии о художнике, изданной в 1910 г.: «История может назвать не один десяток замечательных людей, которые, несмотря на свои выдающиеся заслуги и талант, были забыты или недостаточно оценены своими современниками. К числу этих несправедливо забытых и достойных лучшей участи людей следует присоединить выдающегося русского художника Петра Михайловича Боклевского».
На данной выставке представлены репродукции рисунков Боклевского из собраний рязанских музеев: Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина, Скопинского краеведческого музея; копии архивных документов из фондов Государственного архива Рязанской области, а также репродукции рисунков и печатной тиражной графики из других музея «Новый Иерусалим», Дома-музея Марины Цветаевой, Химкинской картинной галереи им. С.Н. музейных коллекций: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля. Государственного историко-художественного Горшина.
Пётр Михайлович БОКЛЕВСКИЙ (1816-1897) — известный художник-иллюстратор произведений русской классической литературы XIX века, в том числе один из первых и самых значительных иллюстраторов поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Будущий художник родился 12 июня 1816 года в Рязани в семье прапорщика, мелкопоместного дворянина. Учился в Рязанской классической гимназии, окончил Московский университет. По завершении обучения в университете Боклевский вернулся на родину, в Рязанскую губернию, служил в должности губернского секретаря. В 1845 году, поселившись в Петербурге, поступил в Академию художеств вольнослушателем в мастерскую Карла Брюллова, получив в 1852 звание «свободного художника по живописи портретной акварельной».
Жизнь в искусстве П.М. Боклевский начинал с карикатур и портретов. Необыкновенное умение передавать сходство и тонкая техника исполнения повлияли на всю последующую манеру рисунка художника.
Проживая с семьёй с 1853 года в Москве, художник сблизился с кружком драматурга АН. Островского, издававшим журнал «Москвитянин», и посвятил своё дальнейшее творчество книжной иллюстрации. Им было проиллюстрировано пять комедий Островского. Альбом из 30 литографий «Рисунки Боклевского к сочинениям АН. Островского» был напечатан в 1860 году.
Одновременно художник работал над графическим воплощением образов Н.В. Гоголя. В 1858 году в печати появился первый альбом иллюстраций к «Ревизору», а в 1863 — «Бюрократический катехизис». Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни П.М. Боклевского, а «Мёртвые души» оставались самой любимой, настольной книгой художника. В течение полувека он создал целую портретную галерею гоголевских типов. Среди них — и основные персонажи «Мёртвых душ», и второстепенные лица. Первая публикация рисунков появилась в 1875 году, а первое самостоятельное издание — «Альбом гоголевских типов», имевший большой успех, — увидел свет в Санкт-Петербурге в 1881. Но воспроизведённые для печати реме- сленниками-гравёрами в технике ксилографии, тонкие акварели мастера были грубо искажены. Только в последнем прижизненном издании «Типы из поэмы Гоголя «Мёртвые души» 1895 года новая техника воспроизведения фототипия позволила получить репродукции, практически равные оригиналу.
Обращаясь к иллюстрированию русской, в том числе современной ему литературы, Боклевский с отменным вкусом выбирал среди многочисленных публикаций в журналах произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Льва Толстого. Внимание художника на долгие годы привлёк роман П.И. Мельникова-Печёрского «В лесах», к которому он на протяжении последних двадцати лет жизни создаёт несколько портретных серий карандашных рисунков, изданных альбомами «Отживающие типы русской народности».
Прожив долгую жизнь, художник до конца своих дней не переставал работать, и последними рисунками его оставались гоголевские персонажи. В наше время работы мастера не потеряли своего значения, став классикой книжной иллюстрации. Сохранилось немало карандашных рисунков, пастелей и цветных акварелей П.М. Боклевского. К сожалению, многие из них никогда не издавались и рассредоточены по различным музейным собраниям и частным коллекциям. Значительный объём подлинных рисунков и печатной графики находится в Москве в фондах государственных музеев: Исторического, Литературного, Театрального. Некоторые из этих работ экспонировались на юбилейных выставках в Рязанском художественном музее в 1991 году к 175-летию и 2016 году к 200-летию со дня рождения художника.
Выставка работает до 30 апреля