В преддверии Светлой Пасхальной седмицы Ряжский краеведческий музей представил выставочный проект «Пасха Красная! Пасха Светлая!», который включает в себя выставку пасхальных яиц из личной коллекции о. Романа (Сизова) и информационную выставку «Из истории русской пасхальной открытки».
У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким праздником в России на протяжении многих столетий была Святая Пасха.
Одним из обычаев на Пасху было дарение друг другу крашеных яиц. По преданию начало обычаю положила одна из учениц Христа Мария Магдалина. Святая Мария Магдалина с проповедью пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, принесла в дар правителю обычное, куриное яйцо. Она стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. Но выслушав женщину, император не поверил и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане на Пасху окрашивают яйца и дарят их друг другу со словами Пасхального приветствия «Христос Воскресе!».
Традиция дарения крашеных яиц на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.
В послереволюционные десятилетия изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось. Но Пасху продолжали праздновать с “крашенками”, теми самыми раскрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые мы все помним.
В конце 80-х годов ХХ столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи празднования Пасхи. Вернулось и искусство изготовления подарочных пасхальных яиц.
Для показы в Ряжском краеведческом музее свою коллекцию пасхальных яиц предоставил о. Роман (Сизов).
Иеромонах Роман (Сизов Роман Дмитриевич). Родился 7 марта 1975 г. в Рязани. По окончании средней школы поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1996 г. С юности нёс послушание иподиакона митрополита Рязанского и Касимовского Симона, был личным секретарем Владыки. В 1999 году рукоположен в сан диакона, в 2000 г. пострижен в монашество, а в 2002 году рукоположен в сан священника. Нёс ответственные церковные послушания, награжден церковно-богослужебными наградами. В настоящее время заштатный клирик Рязанской епархии.
На выставке показаны разнообразные формы изготовления подарочных пасхальных яиц.
В зависимости от способов окраски они разделяются на «крашенки», т.е. окрашенные в один цвет, «рисованки» — раскрашенные кистью от руки, «писанки» — расписанные орнаментом, здесь же «яйчата» – расписанные деревянные яйца.
Помимо этого в коллекции присутствуют яйца изготовленные из хрусталя, оникса, янтаря, керамики, металла, стекла. Интересны бисерные работы. Трудно представить сколько было вложено усердия, терпения, труда при создании этих шедевров.
Не менее интересны фигурки ручной работы на тему встречи Пасхи из коллекции о. Романа, показанные на выставке в фойе музея.
Также в фойе работает информационная выставка «Из истории русской пасхальной открытки».
Традиционно в России накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли поздравления со Светлым днём тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Мода на пасхальные открытки пришла из Европы, где дарить открытки с цыплятами и пасхальными зайцами было очень популярно. Именно поэтому самые первые образцы открыток России были с такими же мотивами и копировались точь-в-точь — была изменена только поздравительная надпись.
В 1898 году “Общество Святой Евгении” заказало художнику Николаю Каразину четыре рисунка, которые были отпечатаны к Пасхе 1898 года. Именно этот год и считается годом появления первых русских пасхальных открыток. Одним из самых популярных сюжетов было в то время яйцо с цветами.
С годами художники стали все больше ориентироваться на русские традиции и на пасхальных открытках появились сюжеты, отображающие быт населения Российской империи. Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки были пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы. Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Ей следовали многие авторы.
Известные русские художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток. Выпускались открытки с оригиналов работ Б. Кустодиева, Н. Пимоненко, М. Добужинского, В. Лебедева, М. Гермашева. Большой популярностью пользовалась открытка «Кулич-город» И. Билибина.
Особое место занимали пасхальные открытки Елизаветы Бем. Свой вклад в создание пасхальной открытки внесли художники М. Виллие, В. Овсянников, C. Соломко, Е. Лебедева-Анохина, В. Табурин, С. Веров.
В промежуток между 1914 и 1917 гг. популярными становятся сюжеты пасхальных открыток, связанные с событиями первой мировой войны.
Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.
Последние пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918–1919 годах. В 1918 году во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток — все это продавалось открыто еще несколько лет параллельно с активной атеистической борьбой. Люди продолжали поздравлять друг друга с Пасхой.
В послереволюционный период печатание пасхальных открыток продолжалось в среде русской эмиграции. Пасхальные открытки, издававшиеся эмигрантами из России, тратившими порой последние деньги на их издание, были необыкновенно важны для их создателей, как трогательная ниточка, связывающая их с утраченной родиной.
Издание пасхальных открыток в России начало возрождаться лишь с начала 1990-х годов.
Выставки работают до 5 мая 2022 г.