30 декабря 2022 года в Ряжском краеведческом музее открывается фотовыставка «Скопинская керамика — веселый перезвон» из фондов МБУК «Скопинский краеведческий музей».
Скопинский гончарный художественный промысел — традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси.
Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители «экзотики» народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских — Русского, Этнографии, Рязанских — Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями Скопинских работ конце XIX — начала XX века.
В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал.
В изделиях Скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель «Керамик». На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество «Скопинская художественная керамика», численность — 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.
Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной Скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.