18 апреля на площадке Ряжского районного Дома культуры состоялось открытие фотовыставки «Киношедевр рожденный в Сапожке». Выставка передана из фондов Сапожковского краеведческого музея музею города Ряжска в рамках культурного обмена.
На фотовыставке представлены кадры из немого фильма 1927 года режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские», который снимался в Сапожке. Знатоки называют его жемчужиной немого кинематографа. Это не просто киношедевр, но ещё уникальный кинодокумент, позволяющий взглянуть на исчезнувший быт соломенной рязанской деревни.
Удивительная историческая и этнографическая правдивость игрового фильма «Бабы рязанские» объясняется еще и тем, что сценарий написан на местном материале сапожковской учительницей Ольгой Павловной Вишневской, дочерью краеведа, этнографа и заслуженного врача России Павла Стаханова. Сценарий о жизни в селе Таптыкино она отправила на конкурс в фотокинематографическую государственную организацию «Советское кино». Жюри под руководством Луначарского признало его лучшим из 253 работ!
Прочитав сценарий, Ольга Преображенская сразу решила — снимать его надо там же, где он был написан, чтобы в кадр вошел и весь рязанский деревенский колорит. Благодаря этому сегодня мы можем своими глазами увидеть подлинные картины из прошлого.
В №47 журнала «Советский экран» сценарист Ольга Вишневская рассказывала, как проходили съемки фильма.
— Село Сапожок — глухое местечко в 30 верстах от ж. д. Море соломенных крыш. Много яблонь. Сонная речка. Конопля на огородах возле лохматых риг. На пригорках всюду белые дороги холстов. На мостках с хлудами и вальками бабы, как ожившие картины Билибина. Вокруг необозримые ржаные поля. Таков Сапожок.
300 лет стоит Сапожок, но и теперь, как во времена Годунова, жизнь бабы— страшная сказка. Конечно, волна революции докатилась и сюда, но не так-то легко подмыть и опрокинуть вековые устои старого быта. Слишком глубокие корни у него. И не даром в селе радио и октябрины наравне с колдунами и русальским заговеньем.
Тихо бьется пульс новой жизни. Тихомолком работают волсовет и комсомол, объединяя молодежь, тихо подымаются посеянные ими всходы. Но рядом по-прежнему льются реки бабьих слез, по-прежнему знают только грудь да подушка про бабьи мысли, про бабью тоску…
И вдруг, в самый разгар цветенья садов, Сапожок наполнился странными людьми. И на следующий же день диковинные люди появились в слободах. Их видели всюду — они внимательно оглядывали риги, избы, сады, задворки и прежде всего баб. Те смеялись, стыдились, но когда в избы пришли женщины с городскими руками и с просьбой поучить их бабьей работе, одеть их в крестьянскую одежду — бабы обомлели. Спокон века не случалось, чтобы горожане учились у баб.
И до того сказочным показалось бабам это непривычное внимание к ним, что многие растерялись — бросились перепуганные в Совет, к попу…
«Зачем мы им? Сроду такого не было, чтобы нас за людей считали… Последние времена — антихристовы слуги они, не иначе…»
Много труда и терпенья положили режиссеры и администрация, чтобы завоевать доверие… Историю Широниных под конец узнала каждая баба. И все в простоте спрашивали не родственники ли они сапожковским Широниным?
С особенным удовольствием отнеслись бабы к сниманию их в их самотканной одежде — наши, дескать, труды поглядеть захотели. Молодежь снималась охотно— но стариков пришлось долго уговаривать. Со старухами было плохо — эти были убеждены, что или умрут сейчас же после съемки, или же на них выступят антихристовы печати. Но еще хуже было в одном селе около Сапожка, где производилась часть съемок — там не хотели сниматься совсем, испуганно убегая от аппарата. Тут режиссерам и администрации пришлось показать чудеса терпения и изобретательности — толпу незаметно заставили играть, выполнять, что требовалось: отвлекая их внимание, незаметно снимали.
Но уже к концу первого месяца бабы поняли, что от них хотят, и от желающих сниматься не было отбою. Все население жило интересами экспедиции, живо интересуясь всем, начиная с запруды реки для съемки и кончая количеством брюк оператора. Вся жизнь пошла вверх дном: у квартиры администратора целый день толпа баб, у гримерной тоже — ждут выезда на съемку и бегут следом.
Ни уговоры, ни брань, ни милиции не помогают — огромная толпа на съемке мешает с утра до вечера. В школах шли зачеты. Но… Кино всесильно: школьники вместо зачетов оказались на съемке. «Где тут у вас школьный совет? Я жаловаться буду!» — вопит вне себя администратор, разгоняя толпу мешающих школьников. А рядом с ним скромно стоит председатель школьного совета и с интересом школьника глазеет на съемку. Учителя, не найдя учеников на зачетах, возмутились и… тоже пришли на съемку.
Интерес не ослабевал до конца, потому что каждый день было новое. То бабы стелют холсты, то провожают рекрутов, то пляшут на возах свадебного поезда, то убирают рожь, то веселятся на Троицу.. И везде бабы, бабы и бабы.
«Ну и почет вам подошел, игрец вас изломай!» смеются мужики, которым пришлось подыгрывать бабам.
«Погоди, еще не такой будет нам почет», добродушно огрызается делегатка Заржавинской слободы: «Дай срок, вся Москва будет глядеть да дивоваться, какие мы есть рязанские-то».
«Бабы рязанские» стали самым значимым фильмом того времени и удачным дебютом для многих звезд немого кинематографа. Это была первая роль Эммы Цесарской. Увидев ее пробы на роль свахи в массовку, режиссеры картины Ольга Преображенская и Иван Правов были так поражены ее красотой, что утвердили на одну из главных ролей — бунтарки Василисы. Раиса Пужная — тоже дебютантка — сыграла ее противоположность — смиренную Анну. С этого фильма началась карьера и Елены Максимовой (Лукерья), фильмография которой насчитывает несколько десятков фильмов. Самой маленькой из рязанских баб стала … Гуля Королева! В Сапожок она приехала вместе со съемочной группой, ее мама работала в кино. Шестилетнюю девочку, уже игравшую в другом фильме Ольги Преображенской утвердили без проб.
Фильм «Бабы рязанские» имели невероятный успех как в России, так и за рубежом: писатель Теодор Драйзер назвал его «подлинным русским чудом». Он стал самой кассовой советской картиной.
Однако, через некоторое время «Бабы рязанские» на долгое время оказались забытыми в России. В 2008 картину отреставрировали французы и подобрали саундтрек при участии российских специалистов по фольклору.
Выставка работает с 18 апреля по 31 мая.
Место проведения Ряжский районный Дом культуры
Ряжский краеведческий музей выражает благодарность Ряжскому районному Дому культуры за помощь и сотрудничество.